logo
Московский
приборостроительный
техникум

ФГБОУ ВО РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

г. Москва, Нежинская улица, 7

г. Москва, Нахимовский проспект, 21

Горячая линия приемной комиссии:

8 (495) 792 83 02

Горячая линия дистанционного обучения:

8 (926) 057-70-95

Горячая линия психолога:

8 (903) 502-82-50

Версия для слабовидящих Задать вопрос!
Размер шрифта

Цветовая схема

Изображения
16.12.2019

Чем колледжи отличаются от техникумов и на кого выгоднее учиться: как устроено среднее специальное образование

 
От горнозаводских школ и техникумов до колледжей

Первые средние специальные учебные заведения в привычном нам виде, если не считать школы ремесленников на Руси, появились в XVII веке, это была система государственных горнозаводских школ. Власти разработали первые методички по «обучению искусствам и ремёслам» и воспитанию будущих рабочих.

Одним из главных популяризаторов и идеологов профессионального образования в ту пору был великий русский педагог Константин Ушинский. Он первым начал писать о том, что на заре эпохи индустриализации в стране нужно создать систему школьного ремесленного образования. Учёный считал, что это важно с экономической точки зрения (модернизация производства), социальной (подготовка своих специалистов) и многих других.

В итоге во второй половине XIX века в России, помимо школьной системы, начало формироваться профессиональное образование. В конце века министр финансов Иван Вышнеградский разработал проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), который заложил основу для создания профессиональных училищ. Появились заведения, где слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремёслам учили по единым стандартам.

К концу 1880-х в России насчитывалось около 90 начальных технических училищ. Чаще всего это были ремесленные школы с практическим уклоном

В 90-е система начального профессионального обучения постепенно усложнялась, появились разновидности ремесленных училищ: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы.

Резко увеличил количество средних профессиональных учебных заведений закон о промышленном образовании от 1888 года. Новые учебные заведения начали активно открываться в 90-е годы. С годами в стране начала формироваться так называемая техническая интеллигенция, которая сыграла решающую роль в модернизации промышленности и политических изменениях на рубеже веков.

В XX веке, уже во времена СССР, средние специальные образовательные учреждения поделились на два типа. В профессионально-технических училищах (ПТУ), которые чаще всего фактически были частью крупных предприятий (своеобразными корпоративными университетами), готовили будущих рабочих заводов, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, а также строителей.

ПТУ к 1980 году в Союзе было около четырёх тысяч, в них учились почти два миллиона человек, говорится в исследовании ВШЭ. Они подчинялись профильным министерствам: промышленности, транспорта, сельского хозяйства и так далее.

Ещё были техникумы, где готовили специалистов среднего звена — например, технологов, техников, прорабов или медсестёр. Такие учебные заведения подчинялись республиканским министерствам образования. В более чем 2,5 тысячи техникумов к 1980 году учились более 2,6 миллиона студентов. В условиях плановой экономики ПТУ и техникумы воспринимались как поставщики квалифицированных рабочих для предприятий.

В 90-е, после перехода к рыночной экономике и банкротства множества предприятий и целых отраслей экономики, спрос на рабочую силу резко упал

Кроме того, заводам, которые раньше вкладывались в оснащение техникумов и ПТУ, чтобы получать квалифицированных рабочих, теперь стало выгоднее привлекать сотрудников «со стороны». Да и учёба в средних специальных учреждения попросту перестала быть престижной. В итоге ПТУ в 90-е сократили приём студентов больше чем на треть.


Какие бывают колледжи и техникумы

В 2002–2004 годы началась реформа профессионального образования — техникумы и училища массово стали передавать в ведение региональных властей. Но некоторые учебные заведения — например, которые готовят специалистов для оборонной промышленности или IT-специалистов — оставили в федеральном подчинении.

Кроме того, те учреждения, что при СССР назывались «ПТУ», стали техникумами, а советские техникумы в большинстве своём стали «колледжами», на американский манер. В касающемся реформы постановлении правительства от 2008 года есть такие определения:

  • техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

Сейчас в России есть три типа средних специальных учебных заведений:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе автономные учреждения;
  • Частные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования.

Названия говорят сами за себя. Государственные подчиняются либо региональным, либо федеральным Министерствам образования и получают финансирование из бюджета. В них есть как платные, так и бесплатные места, а также стипендии и льготы. То же самое есть и в большинстве частных и некоммерческих техникумах и колледжах, если у них есть лицензии на образовательную деятельность.


Кем можно стать после колледжа

На самом деле, почти кем угодно: от официанта и медицинского работника до геодезиста. В средние специальные учебные заведения активно приходят современные технологии. Техникумы уже совсем не те пыльные ПТУ с безразличными преподавателями. Сегодня в развитие колледжей вновь начинают вкладываться крупные предприятия, некоторые оснащены по последнему слову техники.

Возьмём хотя бы программирование. Колледжей, где преподают дисциплины, связанные с компьютерами и информационными технологиями, сейчас действительно много. Ну а то, что программист — это перспективная, да ещё и весьма высокооплачиваемая должность, объяснять вряд ли нужно.

Зарплаты на популярных агрегаторах вакансий для специалистов в сфере IT редко начинаются меньше чем от 100 тысяч рублей

Да и к тому же начать работать, чтобы получить нужный опыт к моменту выпуска, если ты учишься писать коды, можно хоть на первом курсе или даже будучи абитуриентом. Например, можно устроиться на полставки системным администратором в какой-нибудь небольшой супермаркет или маленькую компанию. Будет неплохая доплата к стипендии.

А ещё после колледжа можно стать кинологом, геодезистом, сити-фермером, ювелиром, поваром, пилотом вертолёта — выбрать действительно есть из чего. Главное, что вы сможете заниматься тем, что действительно интересно, а не тем, что навязывает общество. Кроме того, шанс оказаться без работы будет гораздо ниже, чем у очередного юриста, экономиста или журналиста.

Летом специалисты рекрутинговой компании HeadHunter провели исследование и пришли к выводу, что в регионах сейчас больше всего растёт спрос на так называемые рабочие специальности. Почему «так называемые» и «рабочие»? Да потому что такие обозначения приняты только у нас. Весь мир уже давно не делит людей на рабочих и «белых воротничков». По данным HH, в российских регионах сейчас больше всего нужны специалисты в области машиностроения (26% вакансий), пищевой промышленности (13%), металлургии (9%), электроэнергетики (8%).

В 2017 году выпускники колледжей и техникумов начали сдавать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Его можно использовать в качестве подтверждения того, что вы владеете профессией на международном уровне (и умеете применять знания на практике). Здесь можно посмотреть список из 25 колледжей, чьи выпускники лучше всего сдают такой экзамен.


Что нужно знать абитуриентам колледжей

Что сдавать? Главное — не что придётся сдавать, а чего можно избежать. Конечно же, ЕГЭ! Да-да, представьте себе, чтобы поступить в среднее специальное учебное заведение, достаточно иметь аттестат, который выдают после 9-го класса, и сдать ОГЭ. Однако в некоторых колледжах могут быть дополнительные вступительные экзамены.

Сколько учиться? Обычно в колледжах или техникумах учатся от 2 до 3 лет, однако в некоторых случаях — например, у медицинских работников или пилотов вертолёта — обучение может затянуться и до 5–6 лет. При этом учёбу можно и продлить — например, поступить после колледжа в вуз.

А потом можно поступить в вуз? Да, при этом выпускники колледжей могут поступать только на первый курс вуза, на второй или третий сразу не получится. Это правило действует как для бакалавриата, так и для специалитета и магистратуры. В зависимости от специальности или направления выпускники колледжей учатся так же, как и обычные студенты: 4 года для бакалавров, 5–6 — для магистров.

Однако поступающему после колледжа абитуриенту могут зачесть сданные в среднем специальном учреждении экзамены, если они есть в программе вуза. Получается, что можно поступить на 1-й курс, но потом подать специальное заявление, учиться по индивидуальному плану и не ходить на те занятия, которые были в колледже.

В вуз можно поступить бесплатно? А отсрочку от армии дают? Да, выпускники колледжей могут учить в университете бесплатно, если это первое высшее образование. То же касается и отсрочки от армии. Выпускники колледжей могут получить отсрочку от призыва только в том случае, если они не брали её до этого, во время учёбы в среднем специальном учреждении или в другом университете. При этом отсрочку не дают дольше чем на срок обучения по программам бакалавриата и специалитета.

Сейчас в рабочие профессии приходят новые технологии, и средние образовательные учреждения становятся всё более престижными, их всё чаще выбирают выпускники школ. Однако сделать этот выбор не всегда бывает просто. В помощь школьникам существует проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». Ученики 6–11-х классов проходят специальные тесты на профориентацию.

Проект состоит из нескольких этапов:

1. Комплексного тестирования.

2. Профориентационных мероприятий, где ребята знакомятся с миром профессий, пробуют свои силы и общаются с опытными наставниками.

3. Получение рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, где есть информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы и уровень знаний участника.



Возврат к списку