Назад

«Учёба в техникуме должна быть престижной»: ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова провёл заседание по образованию и социальной политике

Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по образованию и социальной политике Иван Лобанов открыл заседание Комитета ТПП РФ, посвящённое роли среднего профессионального образования (СПО) в подготовке квалифицированных рабочих кадров для отраслей экономики. 

Иван Лобанов обратился к участникам с приветственным словом, в котором обозначил основные темы повестки заседания и подчеркнул особую значимость системы СПО для современной России.

«В 2025 г. Россия отметит 85-летие системы среднего профессионального образования, которая играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов и обеспечении технологического суверенитета. Сегодня СПО в России одна из самых крупных в мире: включает более 3 тыс. самостоятельных организаций и 400 вузов, имеющих в составе колледжи или техникумы. В эпоху трансформации системы среднего профессионального образования особенно важным становится вопрос поступления выпускника СПО в вуз. В свою очередь, экосистема СПО претерпевает масштабные трансформации, главным результатом которых должна стать кардинальная смена отношения к этому уровню образования: учёба в колледже или техникуме должна быть престижной и высокоэффективной, поступая в эти учебные заведения, школьники должны понимать, что в будущем смогут обеспечивать свои семьи, стать успешными и реализовать свои амбиции», — подчеркнул Иван Лобанов. 

Большое внимание на заседании уделено роли СПО в подготовке кадров для отечественной экономики. Перед участниками выступил член Комитета, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин, который обозначил ключевые особенности обучения современных рабочих кадров. Докладчик отметил, что на сегодняшний день техникумы или колледжи не только реализуют программы среднего профессионального образования, но и являются центрами практико-ориентированной подготовки, а предприятия активно вовлечены в процесс обучения и предоставляют оборудование, создавая таким образом условия для практического обучения студентов. Важной основой для масштабных преобразований системы СПО служит федеральная программа «Профессионалитет», которая делает обучение высокоэффективным. За более чем два года работы проекта количество преподавателей СПО увеличилось на 10 тыс. человек, для них созданы специальные центры подготовки квалификации, оборудовано 493 образовательных кластера в 81 субъекте РФ, в работе задействовано 2400 предприятий-партнёров, — рассказал Виктор Неумывакин. Ожидается, что к 2030 году в рамках программы количество высококвалифицированных выпускников СПО достигнет 2 млн. человек, —  резюмировал докладчик. 

Вклад системы СПО в формирование экономики страны невозможно переоценить —  она обеспечивает кадрами ключевые отрасли. С докладом «Подготовка квалифицированных кадров СПО для развития экономики: проблемы и пути решения» выступила президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России» Наталия Золотарёва, которая акцентировала внимание слушателей на развитии культуры сотрудничества между предприятиями и руководителями учреждений СПО в условиях конкуренции за выпускников и мастеров производственного обучения. Докладчик подчеркнула, что роль в создании площадки для переговоров могли бы сыграть региональные представительства ТПП РФ. Профессии становятся все более высокотехнологичными, колледжи — оснащенными. Именно поэтому важно рассматривать систему СПО как партнёра по исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. 

Выступая, заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования (РАО), почётный Президент Общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций СПО России», член Комитета, профессор, заслуженный учитель России Виктор Дёмин подчеркнул, что программа «Профессионалитет» является достойной формой государственного инвестирования. Вместе с этим необходимо укреплять кадровый потенциал системы СПО, в том числе путем повышения квалификации педагогов. Синхронизация подготовки кадров для системы СПО и рынка труда особенно важна в условиях появления новых профессий и спроса на соответствующих специалистов, удовлетворить который колледжам придётся в ближайшее время. 

На заседании лучшими практиками взаимодействия поделились руководители колледжей и техникумов. Так, директор Московского приборостроительного техникума (МПТ) РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Чурилов рассказал о подготовке кадров для предприятий и участии техникума в программе «Профессионалитет». В 2024 г. Плехановский университет вошёл в число 20 лидеров отбора и получил грант в размере 100 миллионов рублей на развитие системы подготовки кадров МПТ с привлечением студентов из филиалов РЭУ. Главной особенностью реализации данного проекта является максимальное приближение будущих специалистов той или иной отрасли экономики к потребностям и требованиям работодателя. В МПТ создан Кластер (Центр) «Радиоэлектроника», где объединяются экономические возможности работодателя с точки зрения совершенствования материально-технической базы, методические и академические ресурсы образовательной организации. Радиоэлектроника, отметил Андрей Чурилов, лежит в основе связи, разведки, развития системы искусственного интеллекта и цифровизации и обеспечивает устойчивый рост экономики в условиях глобальной мировой конкуренции.  

Совместная работа учреждений среднего профессионального образования, предприятий, бизнеса и государства является залогом высокой квалификации выпускников колледжей и обеспечивает доверительный диалог между заинтересованными сторонами, — подвели итог члены заседания. 

Участниками заседания Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике стали:

  • Иван Лобанов — председатель Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова; 
  • Виктор Неумывакин — член Комитета, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России;
  • Наталия Золотарёва — президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России»;
  • Сергей Наумов — член Комитета, ректор Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.; 
  • Андрей Чурилов — член Комитета, директор Московского приборостроительного техникума РЭУ им. Г.В. Плеханова; 
  • Людмила Козлова — член Комитета, президент Союза «ТПП Рязанской области»;
  • Ирина Депутатова — руководитель Центра делового образования ТПП Орловской области; 
  • Ирина Киселёва — председатель Комитета по развитию профессионального образования  ТПП Московской области;
  • Николай Родичев —  к.п.н, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования Института «Высшая школа государственного управления» Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации; 
  • Байрта Бюрчиева — заместитель директора по социально-воспитательной работе  Калмыцкого филиала Российского государственного университета социальных технологий; 
  • Виктор Дёмин — член Комитета, д.п.н., к.э.н., профессор, заслуженный учитель России, заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования (РАО), почётный Президент Общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций СПО России». 

Источник информации: rea.ru